В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет.
О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.Всё больше, и больше, и больше
Впервые полетевший в декабре 1930 года туполевский ТБ-3, ощутимо превышавший по размерам даже ещё не созданную «Летающую крепость», был лишь первой ласточкой.
По крайне мере, так казалось авиаконструкторам и руководству страны.
Предполагалось, что сам ТБ-3 с 40-метровым размахом крыльев станет «линкором 2-го класса». А первый класс будет представлен самолётом ТБ-4, способным таскать до десяти тонн бомб и имеющим размах в 54 метра. В серию «линкор 1 класса» не пошёл, но опытный образец был изготовлен и даже успел полетать. Увидели свет ещё два гиганта: харьковский самолёт-конкурент К-7 и АНТ-20 («Максим Горький») — фактически продолжение того же ТБ-4, но ещё крупнее и с большим количеством моторов.
Но даже здоровенный «Максим Горький» рядом не стоял со следующим классом бомбовозов — дредноутом. Им и должен был стать ТБ-6, намётки по которому у Туполева начали делать ещё в 1929-м году. А в 1932-м принялись за проектирование всерьёз — конструктор получил прямое задание сверху.
Сыпать бомбами и танки возить
Требования были такие: способность поднимать до 22 тонн бомб, разгоняться до 250 километров в час и подниматься до семи километров.
Заведомого решения обязательно строить армады из воздушных дредноутов у руководства не было. Туполеву выделили ресурсы и ждали опытного самолёта. И в случае успеха подумали бы, не вынести ли машину за рамки «экспериментальных».
Схема ТБ-6
Конструкторы задачу осилили, но подвела обычная для своего времени проблема — мощные моторы, на которые рассчитывал Туполев, не успевали. Пришлось увеличить площадь крыла, «расставив» по ней больше двигателей послабее. Правда, нашли чем подсластить пилюлю, — в таком проекте бомбовая нагрузка увеличилась до 25 тонн.
Это открывало интересные, и не только «бомбардировочные» возможности.
Самолёты тех времён, включая самые крупные, не могли перевозить по воздуху даже лёгкие танки Т-26 и БТ. Для десантников приходилось конструировать уродцев наподобие Т-37 — нечто среднее между лёгким танком и танкеткой. Но даже эту «нелепость» тот же ТБ-3 таскал не без проблем.
А вот порог в 25 тонн открывал уже совсем другие перспективы. Например, под ТБ-6 можно было подвесить трёхбашенный танк Т-28 — уже совершенно другой уровень усиления. По воздуху самолёт был способен перебросить даже 203-мм гаубицу Б-4 — знаменитую «кувалду Сталина».
Имея сотню таких гигантов, можно было высадить в тылу врага настоящую орду полноценных танков. Или в рекордные сроки перебросить внушительный парк тяжёлой артиллерии на другой конец страны. Тактические возможности открывались более чем заманчивые.
Модель ТБ-6
Моделизм в масштабе ¼
Сходу строить дорогущую машину было боязно — сперва требовалось изготовить ряд макетов, чтобы продуть их в аэродинамической трубе. Но на всякий случай перестраховались ещё раз. Чтобы лучше изучить поведение будущего ТБ-6 в воздухе, сделали идентичный, но вчетверо уменьшенный планер. Размах его крыла достигал 24 метров.
Это больше, чем, например, у самолёта Ер-2, бомбившего Берлин в годы Великой Отечественной.
Весной 1935-го планер успел полетать. Причём таскал его относительно небольшой Р-5. Самим планером, кстати, управлял лётчик-испытатель Николай Благин. Не пройдёт и месяца, как он случайно протаранит «Максима Горького» — ещё одно туполевское детище. Сорокатонный самолёт-гигант с размахом крыльев в 63 метра рухнет наземь. Все участники катастрофы погибнут.
Модель ТБ-6
Другие времена
Авария станет одним из последних гвоздей в крышку гроба советских самолётов-гигантов тридцатых. Но дело не только в этом громком случае.
Летающие колоссы были очень дорогими. А Советский Союз — весьма бедной страной. Требовались дефицитные материалы. И, что ничуть не менее важно, — колоссальные вложения в инфраструктуру. Ведь большому самолёту — большой разбег. Куда более крупный ангар, чтобы махина не гнила под дождём и ветром.
И всё это требовалось организовать на всём пространстве гигантской страны, от западных границ до Владивостока. Чтобы обеспечить беспроблемный приём и посылку самолётов-гигантов всюду, где в них возникнет военная необходимость.
И тут в полный рост вставал вопрос: «что же получит РККА за эти деньги?»
Здоровенный, грозный, грузоподъёмный, но ограниченный в скорости и высотности самолёт. Даже если построить этих гигантов «коробкой» и обвешать огневыми точками, быстрые и высотные истребители просто выберут время и место для атаки. Зайдут со стороны солнца. Или внезапно свалятся в пике, чтобы, обстреляв неповоротливую мишень, проскочить на скорости мимо стрелков. А потом уйти на новый заход. А ещё сконцентрируют удар сразу нескольких самолётов на одном бомбовозе — и получат преимущество даже в количестве задействованных огневых точек.
Модель ТБ-6
Всё это к середине тридцатых уже понимали в Советском Союзе — и чем дальше, тем лучше. Ряды сторонников медленных и уязвимых самолётов-гигантов таяли. И все эти махины, не считая уже пошедшего в серию и относительно разумного в плане размеров ТБ-3, пали жертвой смены концепции. Как и ТБ-6 — в том же 1935-м году, в котором произошло крушение «Максима Горького», от 95-метрового гиганта было решено отказаться.
Полноразмерный воздушный дредноут так не построили.