В начале 1944-го японская армия начала масштабное наступление в Китае. «Ити-го» стала последней успешной операцией стран «Оси» во Второй мировой. Могли ли японцы предпринять её раньше и завоевать Китай? Как изменился бы в этом случае ход войны?
Япония в Китае: успешный дебют?
Фактически Страна восходящего солнца во Вторую мировую играла на два фронта — в Китае и против союзников на Тихом океане (и немножко в Индийском).
Могла ли она победить и подчинить Китай?Вообще, Срединное государство в 30-е полным суверенитетом не обладало. И напоминало гордиев узел, сплетённый из противоречий и чужих интересов. Нанкину подчинялась не вся территория страны, а международные сеттльменты (кварталы в городах) были выведены из-под китайской юрисдикции. Там размещались военные контингенты других государств. К примеру, в 1937 году в Шанхае был даже итальянский гарнизон (20 офицеров, 750 солдат).
То есть римляне всё же добрались до Китая! У дуче были длинные руки.
Важнейшим сражением японо-китайской войны, начавшейся летом 1937 года, стала битва за Шанхай. В ней приняли участие до 900 тысяч бойцов с обеих сторон.
За три месяца китайская Национально-революционная армия (НРА) потеряла свыше 200 тысяч солдат и офицеров. Причём элитные дивизии, подготовленные немцами, лишились в этой мясорубке более половины своего состава. Были выбиты и командные кадры. Отныне Чан Кайши пришлось опираться на войска полунезависимых генералов.
Пулемётное гнездо НРА в Шанхае
Японские потери составили около 70 тысяч. Успешный дебют задал тон всей войне.
Но не всё шло гладко. Так, осенью 39-го японцы не смогли взять город Чаньша. Оптимизма китайцам добавило и поражение Квантунской армии при Халхин-Голе. Но открытого вступления Советского Союза в войну тогда не случилось. А после заключения советско-японского договора о ненападении в апреле 41-го Чан Кайши стал связывать свои надежды именно с США.
Американских офицеров, которые видели в Китае японскую армию, та не впечатлила. Её назвали «третьесортной».
Блокада: японцы затягивают петлю на шее Китая
У Китая были огромные ресурсы и территория. А вот нормальной военной промышленности не было. Чтобы победить Чан Кайши, японцам требовалось отрезать его от поставок извне. Так, китайские ВВС закончились к октябрю 37-го, но затем вновь возродились благодаря советской помощи.
Чтобы осушить море, нужно перекрыть впадающие туда реки.
Японцы действовали шаг за шагом. Они смогли блокировать морское побережье и занять важные порты. Канал поставок через Синьцзян из СССР постепенно пересох. В начале 41 года японцы оккупировали Французский Индокитай.
Японский десант высаживается под Шанхаем
Единственная дорога, связывавшая Поднебесную с союзниками, теперь проходила через Бирму. Летом 1940 года японцы уже добивались у Британии её закрытия дипломатическими методами. Но вскоре, в октябре 40-го, она вновь заработала.
Во второй половине 41-го активность Японии в Китае уменьшилась. Закалённые в боях дивизии были переброшены на юг. В декабре Китай, а также Англия и США, которых война не оставила в стороне, заключили военный союз.
Катастрофа произошла в начале 42 года — японские войска заняли Бирму и перерезали «дорогу жизни». Ответственность за крах обороны нередко возлагается на американского генерала Джозефа Стилуэлла, возглавлявшего штаб Чан Кайши и командовавшего на ТВД.
Раньше в битвах Чан Кайши отдавал императорской армии территории, чтобы выиграть время. Он считал, что враг не сможет их переварить. Но сейчас время в Китае стало работать на японцев.
Снабжение Срединного государства теперь шло только самолётами через «Горб» — Гималайский хребет. И для поддержания боеспособности НРА этого не хватало.
Китайцы разочаровались в союзниках. Стало очевидно, что их интересы не совпадают. Так, Чан Кайши не понял, почему летом 42-го авиацию из Индии перебросили в Северную Африку. При этом китайцы и сами не верили, что их армия (около трёх миллионов бойцов в составе трёхсот дивизий) может победить японцев.
Стилуэлл против Шеннолта
Два американских командира — Джозеф Стилуэлл и Клэр Шеннолт — придерживались различных точек зрения на американскую стратегию в Китае.
После краха в Бирме в 1942 году Чан Кайши дал негласную команду своим генералам не подчиняться Стилуэллу. Как отмечал Шеннолт, если бы тот был не американским, а китайским генералом, его бы расстреляли. Разумеется, такой саботаж сильно раздражал Уксусного Джо — он бы и сам с удовольствием расстрелял руководство НРА.
Чан Кайши и Джозеф Стилэулл
Стилуэлл не верил в способность китайских солдат сражаться под командованием китайских же офицеров. Но Индию от вторжения защищали переброшенные туда китайские дивизии, которые были заново оснащены, обучены и поставлены на американское снабжение. Этими войсками генерал собирался взять реванш в Бирме. А затем, подготовив необходимое количество китайских солдат, провести наступление в Восточном Китае и занять там какой-нибудь порт, чтобы его мог использовать ВМФ США. Шеннолт едко замечал, что это был хороший план, но для его реализации понадобилось бы лет десять.
Тем временем Стилуэлл для прорыва блокады бросил массу ресурсов на строительство в горах нового транспортного коридора, из Ассама до Бирманской дороги. Известная как «дорога Ледо», эта трасса строилась с декабря 1942 года.
После фактического разгона «Летающих тигров» (добровольческое авиаподразделение American Volunteer Group (AVG), воевавшее на стороне Китая в 1941–1942 годах. — Прим.ред.) Клэр Шеннолт возглавил 14-ю американскую воздушную армию, которая базировалась в Китае.
Шеннолт тоже мыслил широко и собирался использовать Китай в качестве базы для стратегического воздушного наступления на Японию. Стилуэлл был против, так как считал, что через «Горб» нельзя перебросить нужный объём грузов. Кроме того, активность авиации в Восточном Китае могла толкнуть японцев на наступление для захвата авиабаз. А для их защиты не было сил. Вот несколько цифр, для понимания проблем логистики.
Чтобы сбросить тонну бомб на Шанхай, требовалось доставить в индийский порт 18 тонн грузов. Чтобы доставить авиабензин до передовых баз в Китае, нужно было сжечь шесть литров — на один полученный.
В таких условиях реализация любого из грандиозных планов была под большим вопросом. Основная часть поставок шла американской авиации в Китае, а НРА сидела на «голодном пайке».
Различное видение у американских генералов было не только в стратегии действий. Стилуэлл открыто обвинял Чан Кайши в коварстве и утверждал, что тот никогда не держит своё слово. Шеннолт, напротив, считал генералиссимуса одним из величайших военных и политических лидеров современного мира. Он был уверен, что Чан Кайши отлично играет плохими картами, испытывая сильный дефицит честных и компетентных людей. И ещё он восхищался мадам Чан Кайши.
Клэр Шеннолт, мадам Чан и Чан Кайши
Глава британского Генштаба Алан Брук дал интересные характеристики обоим генералам. Стилуэлл, по его словам, — a hopeless crank with no vision («безнадежный брюзга, не видящий дальше собственного носа»). А Шеннолт был определён как a very gallant airman with limited brain («бравый лётчик с небольшим мозгом»).
По возможности они пакостили друг другу. Так, Шеннолт организовал для отдыха лётчиков бордель с китайскими «танцовщицами», но Стилуэлл добился его закрытия.
Стилуэлл: попытка реванша
Уксусный Джо, которого весной 1942-го выбили из Бирмы, не оставлял надежд туда вернуться. В ноябре 42-го для весеннего наступления (в 43-м) ему было обещано 15 китайских дивизий. Но затем генералиссимус, видимо, решил не тратить свои лучшие войска в таких операциях.
В феврале 1944 года Джозеф Стилуэлл всё же начал наступление. Помимо двух китайских дивизий он получил ещё три тысячи добровольцев, подготовленных для войны в джунглях. Они стали известны как «Мародёры Меррилла». Целью операции был город Мьичина на севере Бирмы. В мае союзники захватили аэродром рядом с ним, но бои за сам город шли ещё три месяца. Японцы сопротивлялись до конца. Город был взят при помощи свежих китайских войск. Из трёх тысяч «мародёров» в строю осталось лишь 130 человек. «Чиндиты» — британские коммандос — также понесли в джунглях большие потери.
Дорога Стилуэлла к концу 1944 года была почти завершена. Но оказалось сложно наладить обслуживание и снабжение грузовиков, которые шли по ней в Китай. Шеннолт считал, что эта дорога бесполезна. Но она всё же заработала, хотя и поздно. Ценность же её оказалась прежде всего в трубопроводе, проложенном параллельно трассе.
Американцы всегда выбирают единственно правильный вариант действий — после того как испробуют все остальные.
Стилуэлл был смелым офицером, оказавшимся не на своём месте, — его называли «лучшим четырёхзвездным командиром батальона». Впрочем, когда Шеннолт писал свои мемуары, не очень лестно отзываясь о нём, Уксусный Джо был уже мёртв. Он скончался в 1946 году от рака желудка — и ответить своему оппоненту не мог.
Джозеф Стилуэлл инспектирует китайские войска
Накануне развязки
Шёл 1944 год. В Европе исход войны был очевиден — сателлиты перебегали из одного лагеря в другой, как крысы с тонущего корабля Третьего рейха.
В Азии союзники наступали и успешно наносили удары по морским коммуникациям. Поэтому японцы… решили пробить сухопутный коридор, связывавший Маньчжурию и Индокитай. В начале 1944 года императорская армия начала масштабную наступательную операцию, известную как «Ити-го». Это последнее крупное и успешное наступление стран «Оси» во Второй мировой войне.
Несмотря на господство американской авиации в небе Китая, оно увенчалось успехом. Японцы рассекли китайские войска, захватили железную дорогу, шедшую с юга на север, и заняли ряд американских баз. Режим Чан Кайши оказался на грани полного поражения.
Почему же японцы не сделали такой ход раньше? Начинать кампанию на Тихом океане, не обезопасив свой тыл в Китае, было серьёзным просчётом. Но в 1939-41 годах НРА была сильнее. В 44-м же её наиболее боеспособные дивизии были в Индии и Бирме. Чан Кайши возлагал вину за крах фронта на Стилуэлла.
Но подобное наступление в конце 42-го или в 43 году, когда сохранялся баланс сил, имело не меньше шансов на успех, чем в 44-м. И последствия могли быть иными — вплоть до полного вывода Китая из войны. А это давало принципиально новый расклад сил — появление японских войск на границе с советской Средней Азией.
Японцы нащупали уязвимое место в рядах противников, но опоздали с нанесением удара.
Японские войска во время операции «Ити-го» Вся война — это непрерывная цепь ошибок. Но побеждает тот, кто совершил их меньше.