На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Warhead

73 подписчика

ДИВАННАЯ АНАЛИТИКА: КОРПУС ХОРОШО, А ДВА — ЛУЧШЕ. КАТАМАРАНЫ В БОЮ

Российский военно-морской флот в 2020 году получит три гидрографических катера-катамарана. Но может ли двухкорпусная компоновка пригодиться и для боевых кораблей? Конечно, может — и регулярно пригождается! А в чём её плюсы и минусы — разобрался отдел диванной аналитики WARHEAD.SU.

Восьмого декабря 2019 года министерство обороны РФ сообщило об успешном завершении государственных испытаний большого гидрографического катера «Михаил Казанский» для ВМФ.

Он должен стать головным в серии катеров проекта 23370Г, до конца 2020 года планируется сдать три таких катера.

Большой гидрографический катер проекта 23370Г Михаил Казанский

Большой гидрографический катер проекта 23370Г «Михаил Казанский»

Особенность «Михаила Казанского» — в катамаранной компоновке: у него сдвоенный корпус, что позволило расширить палубу и поместить на ней больше гидрографического оборудования. А что насчёт боевых кораблей? Может ли им пригодиться такое строение? Многие инженеры во всём мире считают, что да.

Катамаран — одно из первых плавсредств, изобретённых человечеством, если не вообще первое. Он появился, когда кто-то из наших далёких предков дотумкал, что, если к бревну привязать второе такое же, плавать станет гораздо удобнее.

Собственно, его название оттуда и произошло — «катту марам», что на тамильском значит «два связанных бревна».

В наши дни катамараны строят далеко не из брёвен, но основные достоинства конструкция сохраняет. Хорошая устойчивость, широкая палуба, повышенная, по сравнению с однокорпусными кораблями, манёвренность. Свойства совсем не лишние для боевых кораблей.

Двухкорпусные невидимки

Долгое время двухкорпусная компоновка кораблестроителями всерьёз не рассматривалась. Может, из-за того, что ассоциировалась с утлыми лодчонками аборигенов и прогулочными катерками, — может, ещё почему. Но с наступлением нового тысячелетия к ней стали обращаться всё чаще. Вон, китайцы, например, построили целый флот ракетных катеров проекта 022 на смену стареньким «хуанфэнам», заступившим на службу ещё в 1960-х годах. «Двадцать вторые» несут ракеты средней дальности, развивают до 38 узлов и спроектированы с использованием технологий пониженной радиозаметности.

Китайские ракетные катера проекта 022

Китайские ракетные катера проекта 022

Кстати, у катамаранов и «стелсов» определённо есть что-то общее. Во всяком случае самый знаменитый корабль-невидимка был именно катамараном. Аппарат с говорящим названием «Си Шэдоу» («Морская тень») был построен корпорацией «Локхид-Мартин», на воду спущен в 1985 году. На знаменитый самолёт F-117, разработанный той же фирмой, он похож даже внешне. Правда, многочисленные эскадры «теней» бороздят океан лишь в видеоиграх — в реальности корабль остался единственным экспериментальным прототипом. В 2006 году он был списан, а шесть лет спустя разобран на металлолом.

Си Шэдоу

«Си Шэдоу»

Быстрая доставка

Австралийская компания «Остал» специализируется на многокорпусных кораблях. Их скоростной катамаран HSV-4676 «Вестпак Экспресс», построенный в 2001 году, до прошлого года использовался американскими морпехами в качестве транспорта. На их же верфи создавался литоральный корабль LCS-2 «Индепенденс» — самый большой в мире тримаран. Тримаран — это как катамаран, только вместе связаны, соответственно, три бревна.

Вообще, как можно заметить, пока многокорпусная компоновка военными моряками чаще используется для скоростных транспортов. Можно вспомнить HSV-2 «Свифт», который в составе Пятого флота США выполнил в 2003 году самый быстрый в истории переход от Большого барьерного рифа до Австралии со средней скоростью более 39 узлов. Другой пример — «быстроходный экспедиционный транспорт» класса «Спирхед», разгоняющийся до 43 узлов. Американцы производят их с 2010 года, сейчас в строю находятся десять вымпелов.

Скоростной транспорт класса Спирхед T-EPF-7 Карсон-сити

Скоростной транспорт класса «Спирхед» T-EPF-7 «Карсон-сити»

Удобство катамаранной компоновки именно для транспорта легко понять — вон какая палуба широкая. Можно много всего разместить, а главное — по широкой аппарели получается в несколько раз быстрее производить погрузку и выгрузку, что важно в экстренных ситуациях.

А если сделать авианосец?

Широкая палуба, малая подверженность качке — для чего ещё это может оказаться полезным? Конечно, для палубной авиации! Вполне возможно, что скоро мы сможем увидеть и катамаранный авианосец. Например, пару лет назад ходили слухи о том, что Япония собирается строить новые «вертолётонесущие эсминцы» именно по двухкорпусной схеме. Правда, пока никаких новостей на эту тему нет, так что слух может оказаться ложным.

Макет лёгкого авианосца, представленный Крыловским государственным научным центром на форуме Армия-2018

Макет лёгкого авианосца, представленный Крыловским государственным научным центром на форуме «Армия-2018»

Зато вот наши совершенно точно предложили «полукатамаранный» авианосец — у него не два чётко выраженных отдельных корпуса, соединённых палубой, а один — но широкий и раздваивающийся ниже уровня воды. Такой проект представил в 2018 году Крыловский государственный научный центр. Предполагаемое водоизмещение корабля — 44 тысячи тонн, на борту могут разместиться до 46 летательных аппаратов, в том числе тяжёлые и лёгкие истребителя, вертолёты, самолёты радиолокационной разведки.

Вид на макет с кормы — можно рассмотреть форму подводной части корпуса

Вид на макет с кормы — можно рассмотреть форму подводной части корпуса

По словам сотрудников научного центра, именно полукатамаранная конструкция позволяет на авианосце небольшого водоизмещения разместить вполне серьёзную авиагруппу.

Идеальные корабли?

Ну конечно же нет. У катамаранов есть и недостатки. Они малоэффективны на низких скоростях из-за большой смачиваемой поверхности корпуса, имеют неоптимальное соотношение массы корпусных конструкций к общему водоизмещению, не приспособлены к действиям во льдах (последнее для нашей страны особенно критично). И тем не менее, определённые перспективы в роли боевых кораблей у них есть.

А вы как считаете, уважаемые читатели?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх