На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Warhead

72 подписчика

Как французы моду на колёсные танки ввели

Бронеавтомобили с танковыми пушками крупного калибра часто называют колёсными танками. И такие машины становятся всё более популярными. Тренд на «автострадные» бронеединицы задали французы. Как так получилось? Сейчас расскажем.

Броневики на защите Франции

Первая мировая, 1914 год. Стороны ещё не уселись в окопы, а яростно пытались друг друга переманеврировать.

В бой шли первые французские броневики.

Всё делалось на скорую руку, французы бронировали автомобили «Рено» и «Пежо» и оснащали их пушками и пулеметами. Уже осенью 1914-го первая французская бронечасть вступила в бой.

Но позиционная война на Западном фронте сделала бронеавтомобили почти бесполезными.

А вскоре на сцену выступил Его Величество Танк.

Французы строили тихоходные «шнейдеры» и монструозные «сен-шамоны», пока Луи Рено не показал всему миру, что танк может быть маленьким, но удаленьким.

Конечно, танки «Рено» задали компоновку на сотню лет вперёд. Но колёсные машины французы тоже не забросили, несмотря на свой самый массовый в мире после Первой мировой танковый парк.

Во времена интербеллума никто толком не знал, какой будет война будущего (а что она будет, мало кто сомневался) и как в ней применять бронетанковые силы. Все экспериментировали кто во что горазд. Так, серию полугусеничных бронеавтомобилей фирма «Шнейдер» построила на базе разработок Адольфа Кегресса — механика Его Императорского Величества гаража, убравшегося подобру-поздорову из революционной России.

А вот фирма «Панар-Левассор» в начале 30-х по заказу кавалерии разработала машину «Панар 178», или AMD-35 по армейской классификации. Полный привод, два поста управления, 25-мм пушка «Гочкисс»(на основе лёгкой противотанковой пушки) с неплохим пробивным действием, спаренный пулемёт. Лобовая броня достигала солидных для броневика 30-х 26 мм.

Но Францию сотрясали кризисы и забастовки. Выпуск машины откладывался. Когда немецкие панцеры начали давить пограничные столбы на бельгийской границе, в 11 эскадронах было всего 217 единиц такой техники.

Бронеавтомобиль AMD-35 (Панар 178)

За май–июнь производство стало напоминать пожар в кабаре.

С башнями вышел дефицит, и пару десятков броневиков оснастили наспех сделанными рубками без крыши с щелями для ручных пулемётов. Впрочем, погоды они уже сделать не могли. Как и не помогли спастисьот поражения тысячи толстокожих танков.

Немецкий солдат рассматривает подбитый AMD-35

AMD-35 в разведэскадронах и разведполках танковых и механизированных дивизий проявили себя очень неплохо, выступая в боях с немецкими броневиками — а то и с танками — практически на равных. Пулемётный Pz. I и вовсе был «Панару» на один зубок.

Немцы модные машины тоже оценили и взяли себе пару сотен в вермахт и СС. Часть из них стали бронедрезинами и действовали против партизан на оккупированных территориях.

Советские солдаты осматривают трофейный «Панар», переделанный в бронедрезину

В 1944 году часть «панаров», в том числе и без башен, воевала уже в частях Свободной Франции.

Жан, они на деревьях!

После войны нужно было возрождать государство и армию. К выпуску столь полюбившегося всем АМД было решено вернуться. Только новую башню спроектировали под 47-мм орудие SA-35 — 25-мм пушчонки уже явно не хватало.

В 1950 году пара десятков «Панар 178B» отправились в мятежный (как казалось французам) или революционный (так считали вьетнамцы) Вьетнам. Там молодой Во Нгуен Зиап задавал жару колонизаторам, обучаясь на кошках галлах партизанской войне в джунглях. Там броневики сильно пригодились при сопровождении колонн и конвоев, на которые борцы за независимость Вьетнама часто устраивали засады. Позже эти навыки на своей шкуре испытали американцы.

«Панар» 178 в Индокитае

Борьба шла с переменным успехом, но случился Дьенбьенфу.

Merde! С Вьетнамом всё пошло не так.

Французы всё-таки не оставляли попыток сохранить остатки колоний — «панары» пригодились в Алжире, Марокко и много где ещё. Ветераны служили до 1964 года. После чего партию удалось сбагрить доверчивым сирийцам.

Мы идём по Африке

Для возрождения армии и промышленности денег у освобождённой Франции было не то чтобы завались. Американская помощь — хорошо, но чересчур подсаживаться на эту иглу дружбы себе дороже. Опять же импортозамещение.

И французы обратили внимание на лёгкие машины. Их и перебрасывать в неспокойные колонии проще, и стоят они — что важно — подешевле. Так на свет появился очень оригинальный лёгкий танк AMX-13 c автоматом заряжания для 75-мм пушки на два револьверных барабана по шесть снарядов в каждом.

Вот именно башню FL-11 с 75-мм пушкой от АМХ-13 получил новый броневик. Над машиной, нужной для замены ветерана мировой войны, в фирме «Панар» начали работать в 45-м. Точнее, вернулись к своему же довоенному проекту.

Ещё перед войной французы захотели броневик будущего, который для них и создали конструкторы фирмы«Панар-Левассор». «Панар AM 40Р» представлял собой настоящего девятитонного четырёхосного крокодила на колёсах.

Французские военные осматривают восьмиколёсное чудо-юдо

Низкий профиль, хищные изгибы, толстая броня, огромные ребристые колёса. Впереди и сзади — пулестойкие шины. Средние пары — с монструозными грунтозацепами (при ходе по шоссе они поднимались вверх). Он впечатлял!

Таких машин заказали в количестве 600 штук, но случилось это 1 мая 1940, и по понятным причинам броневик остался в единственном экземпляре.

Именно на основе «Панар AM 40Р» и создали «Панар EBR» (Engin Blindé de Reconnaissance —«разведывательная бронемашина»).

В борьбу за новый разведывательный броневик включился и «Гочкисс» со своим трёхосным «Гочкисс EBR», но конкуренции выдержать не смог.

Производство доработанной версии «Панар EBR» началось в 1950 году и шло до 70-х. В 1953-м эскадрон EBR отправился в Алжир.

EBR 8-го гусарского полка в Алжире

Интересно, что по массе бронеавтомобиль не сильно отличался от танка AMX-13. Бронирование примерно такое же: лоб — 40 мм, борт — 20. А огневая мощь одинакова.

Независимая подвеска обеспечивала движение даже с повреждёнными колёсами. Броневик мог пролезть даже там, где застрял бы танк.

И как только 75-мм пушки на лёгких гусеничных «барабанщиках» стали меняться на 90-мм орудия, аналогичную модернизацию в 60-х прошёл и EBR — став EBR 90. Огневая мощь броневиков стала приближаться к основным боевым танкам.

«Панар» EBR побывал во многих горячих точках. Даже в условиях жаркой Африки показывал свою надёжность. Хотя порой случалось и такое

Бронемашина стала одним из символов военной мощи Франции. EBR без башни проводил в последний путь генерала де Голля, став катафалком на похоронах президента. Но за рубежом бо́льшую популярность получила более лёгкая, однако не менее вооружённая машина.

В 60-х в заморских департаментах Франции спокойнее не становилось, а с партизанами всех мастей бороться было нужно. «Панар» (а кто ж ещё) выкатил лёгкий двухосный броневик. Первый вариант был совсем «колониальным» — пулемёт и 60-мм миномёт в башне.

AML-60 в Ирландии

Но этого показалось мало. Как так, у EBR уже 90 миллиметров, а у AML — нет? Непорядок! Сказано — сделано!

В составе Армии обороны Израиля машины поучаствовали в шестидневной войне.

АМL купили Ирландия, Ливан, Сальвадор, Венесуэла, Аргентина, ЮАР. Затем в Южно-Африканской Республике стали выпускать собственную версию машины, которая отлично подходила для гонок за всякими партизанами по саванным просторам. У этих броневиков богатая боевая биография.

Жалящий «Скорпион»

Вы уже поняли, что французам идея с колёсами зашла.

Воевать приходилось всё больше на открытых пространствах — догонять неуловимых африканскихфантомасов, не особо обильно снабжённых РПГ. Потому скорость колёсных танков и их возможность оказаться быстро в любом месте решала.

(Источник фото)

В середине 70-х на замену EBR пришел AMX-10RC. И недаром: трёхосный броненагибатор получил совсем«взрослую» 105-мм танковую пушку. Эти машины, как и их более лёгкие разведывательные собратья ERC 90, до сих пор верой и правдой служат французской армии.

Быстрые броневики с танковыми пушками не только имели коммерческий успех среди обладателей больших просторов, но и породили массу подражателей. Например, Бразилия с «Каскавел» EE-9, за которой в своё время просто выстроилась очередь из стран Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.

«Каскавел» EE-9 с 90-мм пушкой

Южноафриканцы, набравшись опыта от французов не только в виноделии, построили свои «каракалы» с 76-мм и 105-мм пушками и колёсные БТР «Ратель» с 90-мм стволами. Итальянцы снабдили себя и испанцев брутальными «Чентауро» повысив ставки до 120-мм орудия.

В XXI веке подтянулись американцы с пушечным «Страйкером», который должен добавить огневой мощи«страйкерным бригадам». На базе колёсных БТР китайская корпорация «Норинко» выпустила пушечные машины ZTL-09 и ST-1. Бронеединицы с удовольствием берут африканцы — благодаря разумной ценовой политике и активной жизненной позиции на континенте китайских товарищей. Япония собирается до трети ОБТ заменить на колёсные «истребители» Тип‑16

Колёсный танк ST-1

В СССР также велись разработки по колёсным танкам, но ничего в серию так толком и не пошло по разным причинам. Но в скором будущем танковые пушки могут появиться на перспективных колёсных БТР«Бумеранг».

Что интересно, французы снова всех обманули. По концепции реформирования сухопутных сил «Скорпион», к 2025 году колёсные танки исчезнут из вооружённых сил республики.

Им на замену придут боевые разведывательные машины «Ягуар» с более скромными 40-мм пушками с телескопическими боеприпасами, а также ПТУР. Ну и что, что разведброневик размером с основной боевой танк «Леклерк».

Мир меняется постоянно, а с ним меняется и облик армий и техники. Нет, колёсные танки, конечно, не заменят гусеничную классику, но помочь им в определенных тактических нишах очень даже способны.

(Фото: WoT)

А попробовать французские колёсные танки в деле теперь можно в WoT. На днях там выкатили новый патч, который дал доступ к линейке броневиков — от «Панар 178B» до EBR 105. На их стороне — скорость (и вперёд, и назад). Но нужно помнить: колёсная машина отличается по управлению от гусеничного, пусть даже и скоростного, танка. Потому придётся освоить новые приёмы и тактику применения.

Ссылка на первоисточник
наверх