Первая мировая отгремела больше ста лет назад, но на французской земле всё ещё есть места, где можно вновь ощутить её дыхание. Одно из таких мест — окрестности Вердена.
Поля смерти
Город Верден навсегда останется вписан в военную историю как место одной из самых кровопролитных битв в истории человечества.
«Верденская мясорубка» длилась с февраля по декабрь 1916-го, но на этом бои здесь не закончились. В августе–сентябре 1917 года французы наступали на этом участке фронта ещё раз, а осенью 1918-го, под самый занавес войны, там же проходило и Мёз-Аргоннское наступление.После войны основная часть окрестностей города попала в так называемую «Красную зону» — район тотальных разрушений, где не осталось ничего кроме воронок, ломанных линий окопов и стёртых в пыль населённых пунктов. В 1930-е годы бо́льшую часть мест самых яростных боёв по решению французского правительства засадили миллионами деревьев, навсегда законсервировав бывшие поля смерти.
Со временем появились также музеи и мемориалы — на земле, в которой навсегда остались лежать 80 тысяч неопознанных солдат.
В Верден можно приехать разными способами, но для осмотра всех интересных мест (если вы не берёте экскурсию) лучше всё-таки иметь автомобиль, а также подходящую для прогулок на свежем воздухе обувь и одежду.
Первой остановкой, как правило, оказывается Memorial de Verdun. Это прекрасный современный музей с уникальной коллекцией, где рассказывается не только о верденском сражении, но и обо всей Первой мировой — с французским уклоном. Как и любой уважающий себя музей, Memorial de Verdun может похвастаться большой интерактивностью и обилием аудиовизуальных материалов.
Буквально в двух минутах езды от него находится знаменитый Дуамонский Оссуарий. Огромный впечатляющий памятник, который хранит останки более чем 130 тысяч погибших — как немцев, так и французов. Он был официально открыт в 1932-м году и по сей день остаётся едва ли не главным французским военным мемориалом.
(Фото: Кирилл Копылов/WARHEAD.SU)
Ещё одно знаковое место — так называемая «траншея штыков». Двенадцатого июня 1916 года немецкий артогонь похоронил в окопах 3-ю роту 137-го пехотного полка.
Из земли остались торчать лишь примкнутые к винтовкам штыки.
Эти штыки обнаружили вскоре после войны — под каждым остался стоять мертвец с винтовкой. Затем это место превратилось в мемориал.
(Фото: Кирилл Копылов/WARHEAD.SU)
Форты
Рядом находятся и два наиболее популярных у туристов музеефицированных форта верденского укрепрайона: Дуомон и Во.
Дуомон считался одной из главных твердынь Вердена, но к началу битвы был плохо готов к обороне. С него сняли почти все орудия, оставив несколько в подъёмных башнях: оттуда их невозможно было вывезти без масштабного демонтажа самих башен. Крайне немногочисленный гарнизон состоял из резервистов старших возрастов.
(Фото: Кирилл Копылов/WARHEAD.SU)
Двадцать четвёртого февраля 1916 года, на третий день сражения, форт без всякого сопротивления захватили немцы. Сначала по форту открыла шквальный огонь артиллерия, включая сверхтяжёлые 420-мм гаубицы. Бо́льшая часть гарнизона укрылась на нижних уровнях — кроме расчёта башенного 155-мм орудия, которое стреляло по табличным данным в немецкие тылы.
Первыми к форту вышло отделение сапёров сержанта Кунце. Немцы обнаружили, что казематы никем не заняты, рвы не простреливаются и никого не видно.
Кунце пролез внутрь и открыл для своих людей одну из дверей, но, ожидая ловушки, они отказались следовать за ним.
Тогда Кунце отправился бродить по внутренностям форта в одиночку. Блуждая, он наткнулся на расчёт 155-мм башни и взял солдат в плен, попросту заперев в одном из помещений. Вскоре к форту вышла рота лейтенанта резерва Радтке, захватила оставшийся гарнизон и обеспечила полный контроль над фортом.
(Фото: Кирилл Копылов/WARHEAD.SU)
Последним на месте событий появился капитан Кордт фон Брандис со своими людьми, но он же был первым, кто сообщил наверх об успехе. Фон Брандис был куда более выгодной фигурой для звания «Героя Дуомона», чем Кунце или Радтке — пруссак, дворянин, кадровый офицер с идеальной биографией. Его-то и назначили в герои, выдав самый большой из имеющихся в наличии орденов.
Французы потратили уйму сил и понесли огромные потери в попытках отбить форт. Бо́льшая часть лунного пейзажа вокруг форта и над ним была создана как раз французской артиллерий, пока в октябре 1916-го форт не удалось вернуть.
Сегодня Дуомон превратили в крайне интересный музей, главной жемчужиной которого является подъёмная башенная установка 155-мм орудия. Часть форта является официальным немецким военным захоронением. Восьмого мая 1916 года из-за неосторожного обращения с топливом для огнемётов (с его помощью пытались сварить кофе) сдетонировал склад боеприпасов, убив почти 700 немцев внутри форта. Их останки были замурованы в одной из галерей.
(Фото: Кирилл Копылов/WARHEAD.SU)
История соседнего форта Во не менее драматична. С его взятием в июне 1916-го немцам пришлось повозиться. Форт был частично разоружён и под обстрелами лишился остатков артиллерии. Сперва немцы миномётами загнали защитников внутрь, а потом с помощью гранат и огнемётов штурмовые группы начали постепенно, коридор за коридором выбивать французов. После нескольких дней эпических боёв под землёй у гарнизона закончились вода и боеприпасы, и он был вынужден сдаться.
Форт Во также подвергся огромному количеству французских обстрелов и штурмов. В октябре 1916 года немцы сами оставили его.
Тропы и руины
Не стоит ограничивать свой визит посещением только этих мест. Чтобы почувствовать тень войны, надо сойти с популярных туристических дорожек.
Наиболее выгодным по соотношению удобства/интересности я бы назвал маршрут, проходящий недалеко от форта Сувиль (его легко найти на гугл-картах, рядом есть удобная парковка).
Сам форт много недель был ареной ожесточённых боев, а сегодня рядом с ним проложили несколько удобных прогулочных дорожек для пешеходов и велосипедистов. Идя по этой дорожке и сойдя с неё на пару метров в любую сторону, вы сразу окажетесь на бывшем поле сражения, среди петляющих окопов (глубиной до метра даже сейчас), многочисленных воронок, следов обрушившихся землянок и прочих признаков войны. Совсем рядом, в паре минут езды, есть живописные и пугающие руины Batterie de l'Hôpital.
Можно отъехать на левый берег Мёза в район «высоты 304» и Mort Homme, где ожесточённые бои шли бо́льшую часть 1916-го и 1917-го годов, и прогуляться по окрестным лесам (места для парковки тут тоже есть).
За пределами официальных троп будьте внимательны! Земля до упора нашпигована металлом. В районе «высоты 304» в 30 метрах от памятника я сначала напоролся на торчащий из земли немецкий кол, а потом запутался в стелящейся по земле колючей проволоке. Кроме осколков и гильз здесь есть и более опасные подарки из прошлого — гранаты и неразорвавшиеся снаряды. От такого, естественно, следует держаться как можно дальше и ни в коем случае не трогать.
(Фото: Кирилл Копылов/WARHEAD.SU)
Район Вердена — средоточие того ужаса, которым была Великая война. Мёртвая земля, навеки проклятая сотнями тысяч жертв. Приехать сюда и почтить память тех далёких и страшных лет — однозначно стоит.