Однорукий майор, командуя одиноким танком, штурмует целый город. Выдумка журналистов? А вот и нет!
Танк раздора
Всё началось с игры Battlefield — точнее, её дополнения «In the Name of the Tsar» (Во имя Царя). Продюсер Эндрю Гулотта сказал, что разработчики специально поместили в игру британский танк Mark V — в память об одной из наиболее впечатляющих танковых битв в истории.
И в память о британцах, помогавших в гражданской войне.Газета «Дэйли Мэйл» воспользовалась случаем и написала статью о майоре Брюсе, который в составе британского контингента интервентов на юге России помогал белой армии Деникина штурмовать красный Царицын.
Журналист Максим Кононенко не стерпел и дал в социальных сетях гневную отповедь: «Британские у̶ч̶ё̶н̶ы̶е̶журналисты совершают очередное открытие. На сей раз — фантасмагорическое. Согласно их версии, некий майор Эвен Кэмерон Брюс в июле 1918 года, лично управляя одним-единственным танком, захватил набитый большевиками Царицын и пленил 40 тысяч (!) человек.
На самом деле не в июле, а в июне. И не одним танком, а семнадцатью, плюс четырьмя бронепоездами. А самое главное — не Эвен Кэмерон Брюс, а вовсе даже генералы Улагай и Покровский из армии Врангеля.
Тем не менее, англичане так гордятся подвигом своего таинственного майора, что даже создали компьютерную игру с этим сюжетом. Чтобы дети тоже узнали: интервенция — это хорошо, участие в гражданской войне на одной из сторон — это хорошо, а также если англичане взяли Сталинград задолго до Второй мировой войны, то и понятно, кто в этой Второй мировой войне победил».
Так что же случилось на самом деле?
«Красный Верден»
Во-первых, майор не «некий», а вполне реальный. Во-вторых, англичане действительно брали Царицын. Только в июне 1919 года, а не 1918. В 1918 году они готовились колошматить германца на Западном фронте.
В 1919 году генерал Врангель с кавалерией штурмовал Царицын. Посылать конников в лобовые атаки против подготовленной обороны — тот ещё гениальный ход. Но другого выхода белые не видели: либо брать Царицын, либо отступать в пустынную степь.
Итог был немного предсказуемым: «Двухдневные кровопролитные атаки разбились о технику, сильнейшую артиллерию и подавляющую численность врага… За время операции некоторые полки дошли по составу до сотни. Убито и ранено пять начальников дивизий, три командира бригад, одиннадцать командиров полков», — мрачно докладывал Врангель Деникину.
Причём ранее казаки уже трижды пытались взять Царицын — безуспешно. Маячила перспектива нового поражения.
Пришлось ждать подхода подкреплений: 7-й пехотной дивизии, шести танков и трёх бронепоездов. Новые полки были, по словам Врангеля, «отлично одеты в английскую форму хаки и металлические шлемы». И винтовки — тоже английские.
Белый танкист Трембовельский описывает взятие Царицына довольно скупо. Мол, было у нас 16 танков и ещё один пулемётный — с английскими офицерами, которые сидели внутри «ради спорта, а также и любопытства… Среди которых был капитан Кокс (без руки)».
Танки «неслись в пыли, как в дымовой завесе» и всех победили. Среди раненых танкистов было несколько англичан. И всё!
Лаконичность белых понятна. Они после проигрыша Гражданской войны вовсю клеймили в мемуарах союзников, особенно англичан с французами. Дескать, они нас предали.
И вообще — почему союзники не выиграли войну за них?
Ларчик открывался просто: интервенты отнюдь не горели желанием гибнуть в далёкой России вместо белых. Их главной целью было восстановление русского фронта против немцев. А когда немцы сдались, отпал и смысл нахождения в России. Интервенты ещё пробовали снабжать и обучать белых, но лично воевали за них только отдельные «отморозки».
Цена танка — и человека
Именно таким отморозком (в хорошем смысле) и был Эвен Кэмерон Брюс. В Первую мировую его пять раз ранили, травили газами. А в июле 1917 года он вообще потерял левую руку! Но продолжал воевать и заслужил Военный крест — за то, что вытащил с поля боя и починил два танка.
При штурме Царицына «некий майор» всего-то возглавлял танковые силы белых. Из шести наличных танков один Mark V уже сломался. Осталось ещё два Mark V и три лёгких «Уиппета».
Британцы получили приказ от своего правительства: «Не вступать в бой». Но Брюс на него наплевал и полностью укомплектовал британцами один Mark V — под командой капитана Уолша.
Именно этот танк возглавил ночную атаку 29 июня и вместе с «напарником» прорвал первую линию обороны. Один из лёгких «Уиппетов» застрял в проволоке. А затем танки попали под огонь красной артиллерии — примерно 107-мм. Уолшу раздробило руку осколком снаряда. Командование его танком принял капитан Макэлвин.
Танки с русскими экипажами вернулись обратно на позиции, но капитан Брюс приказал им снова идти вперед. Удалось прорвать первую линию обороны, в «дыру» пошли белые броневики.
После дозаправки, около пяти часов дня, танки отбили контратаку красных, но две машины повредило артогнём. На следующий день, 30 июня, в бой отправились только два танка, включая машину с британским экипажем — для остальных не осталось горючего.
Царицын удалось взять. Причем 40 тысяч пленных заявили не британцы, а Врангель.
Брюс за личное участие в танковых атаках справедливо получил орден «За выдающиеся заслуги».
А в 1920 году герой двух войн ограбил молочную лавку в ирландском городке Келс.
За 75 награбленных фунтов он отсидел год в английской тюрьме, позже был лишён всех наград и умер от пневмонии в 34 года.
Какой вывод? Конечно, Брюс не брал Царицын в одиночку. Но этого никто в оригинале и не утверждал!
А вот будь у белых одним-двумя исправными танками меньше — Царицын мог бы устоять. Нам, привыкшим к миллионным армиям с тысячами боевых машин, трудно поверить, что в Гражданскую войну ход важнейшего боя действительно могла решить пара танков, броневиков или бронепоезд. Но это факт.
Как бы ни хотелось белым сохранять «хорошую мину при плохой игре» — без британской помощи (танков, самолётов, гаубиц, снарядов…) их конец настал бы куда быстрее.
Без танков белые на юге вряд ли бы взяли Царицын или Донбасс, не говоря уже о походе на Москву. А что храбрость и умения британских танкистов и лётчиков, поставки оружия и снаряжения не спасли Белое движение — так это проблема не англичан. Которые век помнят своих героев — даже таких неоднозначных, как Брюс.
Если сто лет спустя отдельные ревнители не могут перенести одного только вида британского «ромба» — пусть напишут дополнение к игре. Скажем, «Каховка» — как красные бойцы умело и находчиво вынесли дюжину таких танков. А уж возводить на англичан напраслину, что это они таким хитрым образом отнимают победу Советского Союза под Сталинградом и во Второй мировой вообще… Тут можно только грустно развести руками.
В финале злосчастной статьи прямо написано, что Царицын отобрали у белых (причём организовал это лично Сталин!) и переименовали в Сталинград, после чего он стал символом русского сопротивленияво Второй мировой войне.
Дорогие поклонники истории! Читайте оригиналы, а не перепевы озабоченных политикой звёзд Интернета.