Если вы интересуетесь новинками военной и гражданской авиации, то вам никак нельзя пропускать Международный авиакосмический салон и выставку оборудования для аэропортов — событие, которое раз в два года проходит в китайском Чжухае. Мы основательно прошерстили фотографии с выставки и отобрали самые достойные экземпляры и события.
«Вам показалось»
Для начала — ударный беспилотник CH-7 «Цайхун». Выполнен по схеме «летающее крыло» — топовая модель ряда китайских беспилотных летательных аппаратов. И да, он внушает изо всех сил.
Длина десять метров, размах крыла 22 метра, максимальная взлётная масса — 13 тонн, крейсерская скорость 0,5-0,6 Маха, но если Родина потребует, то можно разогнать до 0,75 Маха. Оружие хранится, как у взрослых истребителей, во внутренних отсеках. Количество точек подвески пока неизвестно, равно как и используемый арсенал. Если верить китайской прессе, беспилотник будет «обнаруживать и уничтожать враждебные стратегические цели». Идёт ли речь только об оружии «воздух-земля», или выдадут даже«воздух-воздух» — пока решительно непонятно.
В небо эта птичка должна впервые подняться в феврале 2019 года, а на службу в китайскую армию дрон призовут в 2022-м. Осталось недолго. Американцы уже запели старую песню «Ах, как он похож на наш „Нортроп“ X-47B „Пегасус“ UCAV», на что китайцы кивают и говорят, мол, им тоже кажется, что похож, но лишь внешне — внутри куда лучше.
Американцам вообще на этой выставке постоянно кажется.
Вот на открытом воздухе стоит ещё один беспилотник, чрезвычайно похожий на «Локхид-Мартин» RQ-170«Сентинел». Вся редакция разбирала — решили единогласно, что похож. Но на китайском беспилотнике много красного, а на американском нет, так что доказать будет очень сложно.
Если серьёзнее, то да, остро чувствуется, что инженеры-конструкторы из Поднебесной без хорошего американского референса за работу не садятся и вдохновение черпают из заокеанских новинок. Впрочем, ничего нового.
Богатый выбор
Вообще дронов на выставке много. Разведывательных так вообще уйма. Судя по всему, скоро они хлынут в свободную продажу, и заполучить себе беспилотного разведчика сможет даже не самая хорошо финансируемая армия. Просто зайдите на «Алиэкспресс» и выберите предпочитаемый тип доставки.
Богатый выбор
У вашего противника танки? Держите новый китайский противотанковый дрон CR-500, на этот раз в вертолётном форм-факторе. Показывают его с 2016 года, но за это время он изрядно набрал в весе, возмужал и вместо двух противотанковых ракет ухватил сразу восемь. В рекламных буклетах написано о возможности работать в режиме «выстрелил и забыл», звучит прельстиво.
Чужой флот резвится в ваших водах? Смело пресекайте это безобразие путём запуска противокорабельных ракет. На экспорт предлагается и CM-401. Дальность — до 299 километров.
Душа просит «звёздных войн»? Хочется шагнуть одной ногой в будущее? Пожалуйста — LW30. Система ПВО, оснащённая лазером мощностью 30 киловатт. Китайские менеджеры уверяют, что для сбивания небольших беспилотников её хватает с головой.
Есть и авиановинки. Китайская компания «Куан Чи» представила макет истребителя будущего без названия. Все его так и называют — «Куан Чи». И да, с какого боку на него ни посмотри — похож на F-22 «Раптор».
Чёрт возьми, да это же и правда натуральный F-22«Раптор», старательно скопированный вплоть до мелочей!
Китайцы, впрочем, уверяют, что это опять случайность и «так нарисовалось, художника всякий норовит обидеть». Похож или нет, решать вам.
Есть чему порадоваться и нам. В Чжухае показали полномасштабный макет совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR-929. «Совместного» — это с нами, с Россией. 230-320 пассажиров, 10-14 тысяч километров дальности и предварительный спрос с китайской стороны, оценивающийся в тысячу машин. Если всё пойдёт как надо и дальше, это может стать серьёзным прорывом на таком олигополистическом рынке, как гражданская пассажирская авиация, где «Эйрбас» и «Боинг» практически не дают шансов игрокам со стороны. Уже на выставке видно, что интерес к лайнеру приличный.
Любители космоса смогли посмотреть полномасштабный макет базового модуля будущей китайской орбитальной станции. Модуль называется «Тяньхэ», именно с него начнётся строительство станции — уже в 2020 году. В 2022 году у станции будет три модуля, пять узлов стыковки и экипаж из трёх тайкунавтовна постоянном поселении. Посмотрим, звучит очень серьёзно.