Новый отечественный фильм «Ленин. Неизбежность» должен был рассказать зрителю об одной из самых загадочных историй ХХ века — деньгах для русской революции. Что получилось на самом деле, читайте в расследовании WARHEAD.SU.
Тридцать первого октября 2019 года на экраны вышел новый российский исторический фильм режиссёра Владимира Хотиненко «Ленин.
У этого фильма два главных героя: Ленин, глава партии большевиков, живущий в эмиграции и очень остро воспринимающий свою неспособность хоть немного повлиять на происходящее в России; и Парвус — международный авантюрист, договаривающийся с германским правительством о проекте финансирования русской революции, чтобы вывести сражающуюся империю из Первой мировой войны.
Оба этих персонажа поданы с большой симпатией, да и играть их доверили Фёдору Бондарчуку (Парвус) и Евгению Миронову (Ленин). Впрочем, особого актёрского мастерства зритель не увидит. Бондарчук, как почти во всех своих ролях, больше любуется собой, чем пытается вжиться в роль, а Миронов через слово говорит «батенька», изображая вождя пролетариата прямо как в старых советских анекдотах.
Сам Хотиненко не скрывает своего преклонения перед Лениным и его делом, в многочисленных интервью заявляя, что, хотя как человек осуждает жестокости революции, одновременно считает её совершенно неизбежным результатом глобальных исторических процессов. Так что Ленин, конечно, злой — но гений. Хотя нет, не злой он ничуть.
Фёдор Бондарчук и Евгений Миронов в ролях Парвуса и Ленина соответственно
В кинокартине Ленин — это тонко чувствующий человек, очень страдающий от невозможности работать во благо России. Да, вы не ослышались, Ленин-то у нас патриот! Всей душой болеет за свою страну и народ. Ну а Парвус — просто гений политики и выдающийся хитрец, который обводит вокруг пальца всех: от немецких агентов, до русской разведки. Милейший человек!
В центре сюжета история Ленина, Парвуса и немецких «денег на революцию». Повествование начинается со смелого предисловия: «Этот фильм основан на мемуарах офицера царской контрразведки Алексея Мезенцева. Он был свидетелем событий, способствовавших успеху Октябрьской революции. Правду о них скрывали сто лет». Что ни говори — смелое заявление. Притом что впервые вопрос о немецких деньгах для большевиков был поднят ещё при Временном правительстве, да и о Парвусе не умалчивали даже советские партийные историки, склонные «подчищать» неблаговидные истории из революционного прошлого.
Но самое интересное, что начало пусть и пафосное, но насквозь ложное. Никакого контрразведчика Мезенцева не существовало. Правда, был такой офицер Борис Никитин, действительно служивший в контрразведке и занимавшийся «делом Ленина», а затем издавший в эмиграции очень подробные воспоминания, содержащие массу интересной информации о связях большевиков и немцев.
Зачем из подлинного Никитина делать фальшивого Мезенцева — понятно: в его мемуарах нет никакой информации о том, что делал Парвус до 1917 года. А в кино всё начинается в 1915 году, когда капитан Никитин ещё служил на Кавказском фронте и даже не ведал, что окажется контрразведчиком.
Максим Матвеев в роли Алексея Мезенцева
Парвус, одержимый желанием играть важную роль в русской революции, пишет «Меморандум Гельфанда» (он подписал его своей подлинной фамилией, а не псевдонимом, под которым был известен в революционной среде) и предоставляет его немцам. Те прекрасно знали, что доктор Гельфанд тот ещё мошенник, но находились в отчаянном положении. В 1915 году было очевидно — планы быстрой войны полностью провались, а в войне на два фронта Германия неизбежно проигрывала союзникам. Поэтому главной задачей немецкой политики стало выведение из войны России — именно её немцы считали «слабым звеном» Антанты.
Именно в 1915 году было произведено первое зондирование почвы, когда по будущему маршруту «пломбированного вагона», через Швецию, по немецкому паспорту была отправлена в Россию фрейлина императорского двора Мария Васильчикова, оказавшаяся в начале войны в Австрии. Ей было поручено сообщить русскому императору о том, что немецкое правительство готово идти на мир на самых выгодных условиях. Николай II категорически отверг эти предложения, не стал даже встречаться с Васильчиковой и выслал её в имение под надзор полиции.
Хитрый посредник
К тому моменту Ленин и подконтрольные ему большевики были мелкой политической организацией, ячейки которой в России были или разгромлены, или бездействовали, а всё руководство находилось или в заключении, или в эмиграции. Но большевики были единственной в Европе партией, которая выступила за поражение своей страны в мировой войне. Все остальные революционеры от Лондона до Санкт-Петербурга решительно поддержали свои народы и правительства. Так что у того, кто искал бы в России хоть какие-то радикальные силы, выбор был невелик — или националисты-сепаратисты (от поляков до кавказцев — со всеми ними, кстати, немцы активно работали), или большевики, если речь шла о пропаганде среди русского большинства.
Брал ли Ленин деньги в 1915 и 1916 году, мы, пожалуй, уже не узнаем. С одной стороны, вождь большевиков гневно отвергал саму возможность сотрудничества с Парвусом, который ухитрился испортить отношения со всеми, с кем когда-либо работал. С другой стороны, в 1915 году миллион марок доктор Гельфанд от немцев всё-таки получил и куда-то потратил.
Возможно, на роскошную жизнь, возможно, на создание «Института по изучению причин и последствий мировой войны». В силу специфики задач отчётность не велась, и кто из революционеров получал гранты от «доброго доктора», абсолютно неизвестно.
Ряд зарубежных и российских историков убеждены, что финансирование немцами большевиков — очевидный факт. Немало и тех, кто решительно отрицает саму возможность такого сговора, что стало традицией ещё в советской историографии. В фильме вся эта история подана на редкость фальшиво. Ленин на словах отрицает сотрудничество с Парвусом, боясь испортить свою репутацию среди революционеров, а на деле, будучи абсолютным прагматиком, вступает с ним в тайный сговор за спиной большей части партийной верхушки.
В результате всё это становится похожим на дешёвый авантюрный роман, в котором злодей комментирует свои неблаговидные поступки репликами «в сторону», обращёнными к зрителю.
Так что в кино всё получилось как всегда. Там, где, основываясь на исторических фактах, можно было бы снять по-настоящему захватывающую историю, решили включить излюбленный режим «я так вижу» и написать совершенно фантастический сценарий, вызывающий лишь недоумение.