Семеро сыновей пошли на войну. Вернулся лишь один — и погиб под трамваем. Трагическая и героическая история. Или нет? Как и почему австралийские любители истории раскопали судьбы людей, живших век назад, — в нашей статье.
Австралийская трагедия
Одна австралийская газета рассказала своим читателям трагическую историю.
На дворе был апрель 2014 года — почти ровно за сто лет до того австралийцы отправились умирать на Первую мировую войну.Статья была посвящена братьям Смитам. Их родители — Фредерик и Мэгги Смиты — жили в небольшом местечке Йонгала на юге Австралии, рядом с городом Аделаида. И было у них восемь детей. Одна девочка — Лотти, и семеро мальчиков — Фрэнсис Юм, Герберт Уильям, Фредерик Уолтер, Альфред Эрнест, Кларенс Лесли, Эррол Виктор и Обри Лайал.
Все братья ушли на войну. Самые младшие — Эррол и Обри — записались под вымышленными именами, чтобы не спрашивать согласия родителей.
Из семерых вернулся только один, самый старший — Фрэнсис Юм. И тот погиб под трамваем в Аделаиде вскоре после победы, в 1923 году. А Кларенс посмертно получил медаль.
Рассказал эту историю журналистам внучатый племянник братьев Крис Фокс, бизнесмен из Аделаиды. Ещё когда он был мальчиком, Лотти — его прабабушка и сестра погибших — передала Крису фамильное сокровище — почтовую марку. На обороте марки было коротенькое письмо от её любимого брата Обри по прозвищу Джек. «Я ухожу, чтобы вернуться. Джек».
Лотти наказала Крису сберечь эту память. И никогда больше не говорила о погибших братьях.
История — трагичнее некуда.
Казалось бы, что тут добавить?
«Мало ли в Бразилии Педров!»
Любители истории из Австралии прониклись печальной судьбой братьев. Начали копать архивы. И полезли нестыковки.
Фамилию Смит трудно назвать редкой — это как «доны Педро» из легендарной комедии. Но по данным архивов, погибшие «братья» именно с такими именами жили в разных штатах — и имели разных родственников.
Например, погибший на войне солдат Альфред Эрнест Смит был сыном Джорджа Смита из Скиптона. Фредерик Уолтер — сын Александера из Виндзора. И так далее.
Получается, либо эти братья не погибли, либо погибли, но братьями не были.
После войны в Йонгале воздвигли памятник погибшим на Первой мировой. Но ни одного Смита там нет! Поттеры есть — а Смитов нет.
Один Смит из «нужной» семьи и правда погиб под трамваем — но не после победы, а ещё во время войны. И звали его Герберт, а не Фрэнсис Юм.
На местный форум пришёл даже потомок того самого Герберта Смита и рассказал настоящую историю семьи. Плюс подняли газеты, архивы… И теперь мы можем узнать, что на самом деле случилось больше ста лет назад.
Смиты и не только
Десятого апреля 1886 года Фредерик Смит вступил в законный брак с Мэгги Юм. Супруги жили долго, и, вероятно, счастливо — до смерти Смита в ноябре 1927 года.
Вскоре после свадьбы родилась двойня — Флоренс Юм и Герберт Уильям. Первенец прожил всего пять месяцев. А Герберт вырос, но не был на войне. И действительно погиб в 1916 году в Аделаиде. Работал он кондуктором, и беднягу при аварии зажало между двумя вагонами. Вдова осталась с двумя маленькими сыновьями — но вскоре снова вышла замуж.
Сестра Герберта Лотти родилась в 1891, вышла замуж в 1914 и умерла в далёком от Первой мировой 1990 году.
Фредерик Уолтер Смит родился в 1887 году, и в мае 1915 года женился на Фрэнсис Бертон. Однако супруга умерла в марте 1917 года. И, когда клерка Фредерика призвали в армию, он уже был вдовцом. Первую мировую Фредерик успешно пережил — был списан по здоровью в 1919-м. Умер он в 1926 году.
Альфред Эрнест Смит никак не мог воевать — поскольку умер от крупозной дифтерии двухлетним ребёнком, ещё в 1892 году.
Могила Альфреда Эрнеста
Кларенс Лесли Смит прошёл не одну — а две мировые войны! Причём в первый «заход» его после нескольких месяцев службы списали из-за увеличенного сердца, седьмого июня 1918 года.
Однако ж в сентябре 1940 года ветерана вновь позвали воевать — аж до февраля 1944-го. Он был дважды женат, оставил троих детей.
Эррол Виктор Смит не воевал. Как и у Кларенса Лесли, у него было трое детей, и он тихо скончался в 1950 году в возрасте 55 лет.
О службе младшего из братьев, Обри Лайала Смита, — тоже никаких свидетельств. Обри дожил до 1964 года.
На фото из газеты — не пойми кто.
Фокс сказал: архивы-де неточные, отстаньте. И самое забавное — журналисты отказались править статью!
Так что же, трагедии не было?
Да, в семье Смитов на войне никто не погиб. Но были другие трагедии. Взять тех же Поттеров с мемориала в Йонгале.
Мемориал в Йонгале
Братья Эдвард, Томас и Хартл Поттеры погибли на войне. Причём в одном сражении — с третьего по пятое сентября 1916 года. Их брат Ральф был тяжело ранен в 1917 году, но, к счастью, войну пережил.
Братья Александер и Вернон Маклири попали в армию ещё в 1914 году и прошли известный, наверное, каждому австралийцу полуостров Галлиполи. Вернона списали по здоровью, он вернулся домой. А Александера ранили в сентябре 1918-го — перед самым концом войны. Он умер от ран.
Младшего из Маклири, Роя, призвали в 1916 году. Он дослужился до капрала и в апреле 1918 года погиб в бою во Франции.
Было даже неформальное правило: отправлять домой солдата, если два его брата уже погибли.
Письмо с таким распоряжением написали, например, Карлу Пирсу из Имперского верблюжьего корпуса в Палестине (не удивляйтесь — в Британской империи были и не такие части). Увы, адресат не успел его получить — он уже был убит.
А Кларенс Лесли Смит из Квинсленда с двумя братьями воевал на Западном фронте, все «глотнули» отравляющих газов — но выжили.
Таковы реальные судьбы. Кто-то умер совсем юным. Кто-то погиб на войне — среди миллионов других. А кто-то прожил долгую жизнь. За это мы и любим настоящую историю.
В 2019 году в честь действительно погибших братьев Поттеров в Йонгале назвали улицу — Поттер Лейн.